Агни и Сома. Красная и белая капли в Кундалини йогеУчение о белой и красной капле – это фундаментальное понятие в Лайя- йоге. И оно является тем звеном, которое объединяет Праджня и Шакти янтру. Так как высшей реализацией в Лайя-йоге считается становление Брахмой – творцом, то есть способность манифестировать творческие энергии из пустотного осознавания, создавать новые вселенные, то для йогина очень важно понять, какова взаимосвязь энергии, находящейся в его теле, и пустотного осознавания, и вступить в гармоничные взаимоотношения между своей энергией и осознаванием так, чтобы эта гармония проявлялась в повседневной жизни, и духовная практика двигалась в правильном направлении.
Так же важно понять как взаимодействует Пустотное осознавание с проявленной энергией именно в Лайя-йоге , в отличии от тантрийских методов преображения….
Белая и красная капля – это Вселенский Принцип Сознания и Энергии. Это принцип, по которому живёт вся наша Вселенная.
Белая и красная капли являются сущностными субстанциями нашего тела и они отражают перво-принципы, заложенные в строение нашей Вселенной и всего мироздания.
Белая капля – принцип сознания, Шивы, Бинду.
Красная капля – принцип энергии, Шакти,Нада. Нада и Бинду – это два принципа мироздания,проявленные в нашем теле.
Нада – это вибрация первоначальной энергии творения, она выражается восходящей звуковой вибрацией.
Бинду – это сущность сознания, сущность пустотного осознавания, оно выражается нисходящей вибрацией.Высшими аспектами, олицетворяющими эти энергии являются Ведические божества, деваты Агни и Сома.
Красная капля – великое божество Агни, посланник небес.
Белая капля – чарующее божество Сома, обладатель нектара бессмертия.
Агни – это восхождение вверх, джива-шакти, путь усилия, метода.
Сома – это путь Ануграхи, нисхождения божьей милости, это Гуру-йога, мудрость.
Задача йогина – объединить Агни и Сому в форме самйоги, равновесия. Когда мы постоянно практикуем объединение красной и белой капли,
то в результате такого мистического союза зарождается новая жизнь, избыток праны, ветра – божество Вайю – бессмертное иллюзорное тело.
На начальном уровне самйоги происходит зачатие иллюзорного тела. По мере того, как йогин вынашивает и очищает энергию, происходит полное рождение иллюзорного тела.
Когда объединяются все три принципа – Агни, Сома, Вайю, - рождается единство, недвойственность, принцип Сурьи – Сахаджа, исконное пространство Ясного Света, недвойственная основа Бытия, Сахаджа-таттва, которая пронизывает всё.
Гуру характеризует это пространство в виде огромного купола неба, которое сияет подобно зареву вселенского пожара в конце кальпы: сверху,спереди, сзади, со всех сторон, у которого нет ни начала, ни конца. Оно непостижимо, величественно и огромно.
«Этот Солнечный высший принцип является началом и концом трёх принципов, а так же центром, вокруг которого вращаются все движения. Согласно Ведам, Я или Атман сияют как Солнце внутри сердец и представляют центр нашего Бытия». Шри Ауробиндо.
«От Сурьи произошли существа,
Сурьей они поддерживаются,
В Сурье обретают растворение.
Тот, кто есть Сурья, тот есть Я.
Око наше – бог Савитар, Око наше и вершина.
Да наделит нас зрением поддержатель!»
Сурья упанишада.
Мы все произошли от Солнца, и Сурья в нас – это буддхи – просветлённый разум, который проводит свет Атмана в ментальное, астральное и физические тела.
«Высшей йогой является солнечная или тантрическая йога, потому что она нацелена на проявление божественного света сознания, солнца солнц внутри нас». Шри Ауробиндо...
Красная и белая капля – принцип Шивы и Шакти, как основы мироздания.«Бинду есть Шива, раджас есть Шакти. Бинду есть луна; раджас есть солнце. Лишь через их союз йогин обретает высшее состояние» «Горакша паддхати» 1.73
Почему труднодостижим союз красной и белой капли?
Каждая из капель связана с определённым состоянием ума. Когда человек бодрствует, ветры собираются в капле тела, находящейся в межбровье. Во сне со сновидениями активизируются капли тела, находящиеся в горле. Во сне без сновидений – ветер скапливается в области капли сознания, находящейся в анахата чакре. В момент наивысшего блаженства, на пике энергии ветры собираются в области пупа (манипура чакры).
У обычных людей капли движутся хаотично, беспорядочно по каналам под воздействием желаний и клеш. И состояние человека очень зависимо от того, где у него собирается энергия, в какой из капель.
«Когда эти неочищенные капли активизированы, начинается процесс разворачивания самскар и проекций внешней и внутренней реальности, которые мы воспринимаем как видимый мир. Ветры притягиваются к каплям, насыщаясь их субстанцией».
Это как «точка сборки».
Где соберутся капли в определённый момент в теле человека, так и развернётся внешняя реальность. (Это может быть физическая реальность, или реальность тонкого тела, мира снов, или реальность состояния снов без сновидений).
И йогину нужно проделать очень большую внутреннюю работу по очищению энергий чакр, каналов, чтобы заставить капли двигаться в нужном направлении, т.е. собрать капли обратно в центральный канал.
Сущностные капли – бинду. «Бинду» - буквально переводится как «точка», «капля». Это сущностная капля, заключающая в себе изначальную энергию осознавания. Бинду содержатся в тонком теле человека и под воздействием праны, они движутся по чакрам и каналам тела. Благодаря этому человек переживает определённое состояние сознания.
Существует основная сущностная творческая капля. Она состоит из тонких отпечатков – частиц пяти элементов (земли, воды, огня, ветра и пространства) в чистом, свободном, концентрированном виде. Эта капля бессмертна и её местоположение в теле – в сердце, в центре груди. Она ещё именуется Хиранья Гарбха, т.е. вселенская утроба то, из чего всё исходит. Она переходит из одного воплощения в другое, каждый раз формируя новое тело под воздействием кармических ветров.
Когда образуется новое тело, то из основной сущностной капли образуются другие белые и красные капли, которые символизируют мужские и женские энергии в теле.
Можно сказать, что Брахман создал наше тело путём разделения Единого (Хиранья Гарбхи) на Два. Единое разошлось по двум полюсам.
Белые капли – сознание, ушли наверх, а красные капли – энергия, опустились вниз. И между ними проходит центральный канал – сушумна, по которому мы можем вернуть всё в первоначальное, целостное состояние. И учение тантры именно и занимается объединением этих двух принципов и освобождением от зависимости этих принципов.
Основная локализация белых капель – лоб, межбровье, аджна чакра. А локализация красных капель – область муладхары, свадхистаны, манипуры. Так же красные капли есть в вишуддха чакре, т.к. она связана с голосом, речью. Хотя белые и красные капли рассредоточены по всему телу, только в момент смерти или Освобождения они собираются в сердце.
Вся духовная садхана заключается в том, чтобы, не дожидаясь смерти очистить сущностные капли, и направив внутрь центрального канала, объединить в сердце.
Принцип Агни, как олицетворение красной капли. Далее мы должны прояснить принцип божеств Агни и Сомы, так как всё мистическое, тантрическое взаимодействие белых и красных капель исходит из того, какие принципы несут эти божества и соответственно им капли.
«Ведическое божество Агни есть первая из энергий, первоначальная и превосходящая все другие, произошедшие из беспредельного тайного божества». Шри Ауробиндо
Огонь – красный, горячий, подвижный, разрушительный, яркий. И красная капля несёт свойства элемента огня.
Для того, чтобы она расплавилась и начала своё восхождение вверх, мы разжигаем внутренний огонь, усиливаем движение энергии, расширяя её поток и поглощая все препятствия на пути. Мы как бы инициируем, пробуждаем, оживляем тот божественный огонь Агни, который у нас есть уже внутри.
Говорится, что Агни – это самый первый друг йогина, никогда не предаст его душу, и он не покинет его ни при каких обстоятельсвах.
«Ригведа» начинается с гимна богу Агни. То есть Агни – это божество, которое идёт впереди всех других божеств-принципов и оно пронизывает всё творение, оно присутствует всегда, даже когда свет сокрыт глубоко во тьме.
Агни – это наша духовная сила, воля, решимость, это истина, это вдохновение, сила тапаса, отречение. Это трансформация, это озарение, ясность, вспышка духа, вивека, различающая мудрость, подобная бесконечному пространству красного цвета, дающая возможность улавливать, различать, не путая, тончайшие оттенки и нюансы переживаний, опытов, учений, любых явлений жизни.
Говорится, что огонь сокрыт в земных вещах (в земле, воде, траве, цветах, животных, деревьях, людях) и он стремится к небесам, т.е. он постоянно стремится ввысь и возносит вместе собой на своих языках пламени нас к высшему Духу.
Агни – духовный жрец, он «костёр внутреннего осознавания», в который мы кидаем наши клеши, желания, нечистое видение, концепции, обыденное восприятие и подхватывая это всё, он устремляется к Духу, к Соме, и возгорается нектар ясности, которым мы питаем наших внутренних Божеств.
Принцип божества Сомы, как олицетворение белой капли. Божество Сома – это антипод Агни. Она холодна, текуча, постоянна, наполнена нектаром блаженства, прекрасна, очаровательна. Сома дарует молодость и бессмертие, свет осознавания и созерцательную способность. Сома олицетворяет принцип Шивы.
«Сома есть владыка нектара восторга, вина бессмертия. Подобно Агни, она так же находится в растениях, в ростках земли, в воде». Шри Ауробиндо.
Нектар (амрита, амара- варуни, вино бессмертия) – это мистическая секреторная жидкость, капающая из сома-чакры, источником которой является бинду висарга, которая находится на макушке головы у завитка волос.
Достижение этой жидкости – заветное желание всех йогинов. Ради получения этой жидкости Асуры и Боги пахтали молочный океан.
В чём же духовная сущность нектара, его природа?
Нектар олицетворяет собой квинтэссенцию духовного опыта, расу, вспышку духовного преживания, которая возникает в результате очищения праны и ума в грубых телах. Говорится, что блаженство бессмертия и восторг возникают благодаря тому, что в процессе очищения ума от клеш кармической праны ум как бы сжимается, конденсируется в некий субстрат и уже очищенный, (выцеженный) даёт вспышки ясности, вспышки духовных переживаний, опыта, которые поступают из низших тел (т.е. тел, связанных с красной каплей: эфирного, астрального, ментального) в высшие тела. И высшие тела как бы обнаруживаются, раскрываются. Эти вспышки даруют это неописуемое блаженство, которое растекается в свою очередь по всем нижним телам, напитывая и омолаживая их. Таким образом, нектар – это вспышки ясности, которые попадают в высшие тонкие тела и даруют блаженство.
«Нектар, который источает луна, несёт энергию просветления, но из-за того, что он поглощается солнцем, человек стареет»
«Хатха-йога прадипика» 3.76
«В пространстве между четырьмя лепестками муладхары обитает «солнце»,
Оно источает яд, который в виде жара течёт по пингале».
«Солнечная» жидкость смерти идёт к левой ноздре, а «лунная» жидкость течёт направо».
«Шива самхита» 5.106-108
Тонкая субстанция сознания «внутренней луны» (белой капли) течёт вниз и поглощается «ядом», грубой кармической праной, действующей в правом канале и энергией красной капли в манипура и муладхара чакрах. Нектар, имеющий субстанцию сознания, света, не насыщает тело, тело стареет, т.е. сгорает в огне материального мира. Это происходит в том случае, если мы бессознательны, то есть мы теряем энергию осознавания.
Чтобы сохранить продолжительность жизни и увеличить её, а так же достичь бессмертия, йогин должен прекратить этот процесс, поменять солнце и луну, Агни и Сому местами; огонь поднимать вверх, и нектар опускать вниз, постоянно соединяя энергию с осознаванием.На высших ступенях практики йогин способен опустить белую каплю в основание полового органа, а красную поднять к макушке и долго удерживать их в этом положении. Такое самадхи ведёт к вспышке глубокого опыта блаженства пустоты. «Кто соединил две капли (красную и белую) – тот йогин» «Йога Чудамани Упанишада (64)»
... Сексуальная энергия — главное условие, дающее чувственное ощущение блаженства, если йогин может управлять бинду. В единстве с созерцанием это блаженство нераздельно с пустотной Природой Ума...
«
Как бы вы не старались обойтись только одним сознанием, вам всё равно придётся работать с ветром, этого не избежать. Уважающий себя йогин всегда понимает как контролировать ветер и может это делать»
Свами Вишнудевананда Гири Джи
Таким образом, Учение о Блаженстве-Пустоте, красной и белой капле имеет очень большое значение в практике достижения Освобождения и Просветления в традиции Лайя-йоги. Это Учение ведёт к достижению естественного состояния – Сахаджья, к зарождению и реализации Иллюзорного тела – Пранава деха. Опираясь на это учение и реализовывая его на практике йогин может за короткое время очистить каналы, энергии в чакрах, Бинду и капли и соединив энергию с созерцанием открыть все виды блаженств-мудростей в теле и войти в недвойственное самадхи Блаженства- Пустоты.
http://www.layayoga.ru/index.php?id=1178