АДЖНА-ЧАКРА {санскр. - ajna = знать, замечать, слышать, узнавать = чакра Знания, Ведания}, третий глаз, двухлепестковый лотос, чакра ви'дения/ведания.
Аджна - означает «команда», располагается в области межбровья и управляет различными состояниями концентрации, реализуемыми в процессе медитации, и контролирует всю личность. В открытом состоянии она соединена с седьмой чакрой. Ида и Пингала-нади, разделенные от Сушумны в Муладхаре, встречаются области Аджны, а затем вновь разделяются, направляясь в правый и левый носовые ходы.
Шестая чакра отвечает прежде всего за зрение, однако соотносится скорее не с физическим зрением, а с тем, что называют - шестое чувство. Это центр мышления, воображения, интуиции, интеллекта, определенности и видения, обладающий единственным (внутренним) глазом. Отвечает также за состояния сновидения, галлюцинации.
Представляет собою изображение светло-желтого круга, имеющего снаружи два голубых лепестка и содержащего в себе равнобедренный (обычно - вписанный) треугольник йони с санскритскими слогами ХАМ, КШАМ в центре, где, как обычно, присутствует также символ лингама.
Эти слоги символизируют два аспекта человеческой личности: мужской и женский, или - шире - два начала мироздания - активное и пассивное.
Это лотос с двумя белыми лепестками, между бровями.
Здесь находятся 50 букв санскритского алфавита - деванагари. В околоплоднике находится великая мантра ОМ.
Здесь находится Парамашива в форме Хамса. Сиддха-Кали, белая Хакини-Шакти, «ликующая от поглощения амброзии», перевернутый треугольник Йони - Трикона и Итара Лингам, сияющий как молния. И здесь находится пункт, в котором каждая из трех групп таттв, ассоциированная с огнем, Солнцем и Луной, сходится в одну точку. Именно здесь йогин во время своей смерти помещает свою прану и затем входит в высшего исконного Дэва, Пурана - древнего духа, который был прежде трех миров и был познан Ведантой.
Выше Аджны имеются меньшие чакры, называемые «Манас» и «Сома». Манас-чакра - это лотос с шестью лепестками, на которых находятся ощущения: слуха, осязания, зрения, обоняния, вкуса и центральное начало чувствований во сне и галлюцинации.
Над ним есть еще Сома-чакра. В центре ее располагается перевернутый лунно-белый треугольник и внутри него - Итара-линга с мантрой ОМ. Ее божество - Парамашива, как в Сахасраре. Он представлен в этой чакре в форме точки (бинду), символизирующей неразделимые Шиву и Шакти, космический союз, чье самосветящееся сознание всеохватывающе, всепревосходяще и всеобъединяюще.
Его энергия называется Хакини или Сиддхакали, она лунно-белого цвета, с шестью лицами, тремя глазами, шестью руками, держащая книгу, череп, барабан, четки и делающая мудры, дарующие благо и разгоняющие страх. Хакини сидит на белом лотосе. Эта чакра связана с познавательными способностями разума. Ментальные процессы и абстрактные идеи переживаются на этом уровне. Здесь нераздельное по своей сути существо проявляется с целью творения как две половины.
Шива Самхита:
97. Внутри этого лепестка существует вечная биджа (слог ТХАМ), сияющая, как осенняя луна. Мудрый отшельник, зная это, никогда не ослабевает.
98. Этот великий свет держится в тайне во всех Тантрах. Медитируя на это, достигают высшего успеха, нет сомнения в этом.
99. Я - дарователь спасения, Я - третий Линга* в турье** (уровень экстаза, а также название тысячелепесткового лотоса). Медитируя на это, йог, несомненно, становится подобным мне.
*Шива как Парама Шива (Высший Шива) - непостижимый для ума и чувств Абсолют в своей сущностной природе, или «теле» (Линге).
** состояние души/сознания, соответствующее полному единению с Парама Шивой.
http://shivaparvata.od.ua/chakra/#adjna